Заключаем транспортные договоры правильно, или как не попасть на «удочку» недобросовестного экспедитора.

Сделки купли-продажи, за исключением немногих, как правило, тесно связаны с услугами по доставке/перевозке грузов со склада поставщика до склада покупателя либо до склада, грузополучателя, указанного покупателем. В зависимости от условий доставки, указанных в соответствующих договорах купли-продажи или поставки, а также в иных договорах, где перевозка является сопутствующей услугой, у передающей или принимающей стороны по договору возникает uslugiобязательство доставить либо забрать со склада груз/продукцию/товар.

Доставить товар можно двумя способами: либо самостоятельно (при наличии собственного транспортного средства), либо используя услуги перевозчика или экспедитора. Последний в договоре перевозки выполняет посредническую роль, как правило, либо вообще не владеет собственным парком автомобилей (иного транспорта), либо в качестве дополнительного источника дохода оказывает посреднические услуги, связанные с транспортировкой грузов конечному получателю.

Что касается заключения договоров с экспедитором, здесь нужно проявлять особую внимательность ввиду того, что чем длиннее цепочка клиент-посредник-исполнитель и чем больше в ней таких посредников, тем больше риск у клиента столкнуться с просрочкой исполнения обязательств и убытками, ее повлекшими. Итак, на чем остановимся при заключении договора с экспедитором.

Прежде всего, экспедиторы, как, впрочем, и другие исполнители по договорам в сфере гражданского законодательства, любят составлять договоры общего характера, называемые юристами «ни о чем», отсылая читателя к приложению, спецификации, заявке или иному документу, который, как правило, составляется уже при наличии острой необходимости в перевозке, в силу чего вдумчиво клиентом не читается. Так вот, первый признак того, что договору нужно уделить особое внимание — это сама его суть: прописаны ли в нем конкретные сроки подачи транспорта под загрузку, другие детали экспедирования.

Второе, на что следует обратить внимание — как прописаны в договоре экспедирования взаимоотношения экспедитора, перевозчика и клиента. В интересах клиента будет, если экспедитор возьмет все риски по несвоевременной доставке, некачественному оказанию услуг на себя, как можно меньше отсылая нас к неведомому перевозчику. Итак, ищем в договоре, какие в принципе обязательства берет на себя экспедитор, оказывает ли он полный комплекс услуг, смежных с перевозкой, таких, например, как страхование груза, погрузка, разгрузка, перетарка, взвешивание и обмер груза.

Одним из важнейших ключевых моментов является факт согласования расходов, понесенных экспедитором в процессе исполнения его обязательств. В договоре при отсылке на услуги третьих лиц в каждом случае должна быть фраза о том, что все расходы, понесенные экспедитором, должны быть предварительно согласованы с клиентом. В противном случае клиент по итогу оказания услуг может столкнуться с фактом удорожания таких услуг в два и более раза. Здесь же обязательна такая формулировка в договоре: «Экспедитор будет нести ответственность за деятельность сторонних организаций как за свои собственные». Перекладывание ответственности в тексте договора на кого-либо говорит о нежелании, а иногда и невозможности контролировать процесс перевозки экспедитором.

Еще один момент, на который следует обратить внимание (особенно в договорах внутренних перевозок) — это возможность перегуза по осям транспортного средства. Ответственность за такое нарушение предпочтительно переложить на экспедитора, который, впрочем, вполне логично в свою очередь переложит ее на непосредственного исполнителя — перевозчика.

В договоре следует указать, что в случае, если клиенту в момент погрузки либо сразу после ее окончания не будет указано о наличии такого перегруза, то экспедитор не вправе ссылаться на это и в дальнейшем требовать от клиента компенсации убытков, понесенных в связи с уплатой штрафов за такой перегруз по осям.

Существуют моменты, когда законодательством ограничена ответственность перевозчика (экспедитора) ограничивается, например, размером выплаченного или причитающегося ему вознаграждения. Поэтому следует четко прописывать в договоре каждый вид нарушения с тем, чтобы иметь возможность привлечь его к дополнительной ответственности либо возложить разные санкции в связи с невыполнением надлежащим образом обязательств по договору.

Не следует забывать о простое на загрузку/разгрузку, которые могут случиться как по вине поставщика, покупателя либо брокера (в случае международных перевозок). Поэтому одним из главных шагов при заключении транспортного договора является определение времени, необходимого для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и таможенных процедур.

Следите за тем, как транспортная компания рассчитывает начало времени простоя, не забывайте о выходных и праздничных днях, которые не должны включаться в общее время простоя. Это поможет Вам избежать наложения дополнительных санкций, которые, как правило составляют не менее 100 евро за каждые начавшиеся сутки простоя.

Заключая транспортный договор впервые, Вы должны понимать, что он является одни из непростых в сложившейся юридической практике, а, потому, подходить к его заключению следует с особой внимательностью.

Добавить комментарий